четверг, 23 февраля 2012 г.

Лидерство и управление командой



Интро: В этой статье делается попытка описать основные качества тим-лидера как в общем, так и в контексте тестирования ПО.

Прежде всего, попробуем определиться, кто такой тим-лидер.

У многих существует,на мой взгляд, неправильное представление о понятии "тим лидер". Оно звучит примерно так: "Тим лидер - это самый крутой спец в команде". Это неверное представление. Точнее, не совсем верное. Такой вот пример: самый "забивной" футболист в команде не всегда является ее капитаном. Скорее даже очень редко такой игрок им бывает. Как правило игроки совсем с другими "ТТХ" становятся капитанами. Почему? Потому что лидеры ценны не только умением "забивать", но в большей степени другим набором качеств. Уверен, что вполне можно провести аналогию между футбольной командой и , например, коллективом тестировщиков - каждая команда тестеров должна иметь своего капитана. Назовем его "Тим лидер".

Итак, поставим несколько вопросов:

Какими качествами должен обладать тимлидер ?
Каковы его обязанности и зона ответственности?
Каких ошибок следует избегать тим лидеру?
Легко ли быть лидером в команде?

Качества

1. Отличные профессиональные навыки (но не обязательно лучшие в команде): нужны для того, чтобы обосновано принимать или отвергать аргументы и предложения других "игроков" команды.
2. Известная доля смелости: для того чтобы не бояться принимать решения и нести личную ответственность за эти самые решения.
3. Дипломатичность: для того чтобы успешно разрешать возникающие конфликты и всякого рода противоречия. Без этого качества также не обойтись в ситуации, когда тим лиду надо указать человеку на недостатки в его работе.
4. Навыки психолога: для того , чтобы понимать мотивы тех или иных поступков и действий людей.
5. Чувство юмора: хорошая шутка зачастую вернейший способ разрядить напряженную обстановку и снять напряжение в коллективе.
6. Самоанализ: для того, чтобы вовремя заметить, что причина той или иной проблемы команды не в том или ином ее "игроке" , а в самом тим лиде.
7. Оптимизм: без этой черты тим лиду будет очень трудно воодушевлять людей на достижение целей.
8. Аналитик: для того, чтобы адекватно оценивать сроки, риски , возможные проблемы и запасные варианты на случай их возникновения
9. Опыт: тим лидером вряд ли может стать человек без богатого опыта в сфере деятельности команды.

Обязанности и сфера ответственности
1. Принимать непосредственное участие в процессе формирования команды
2. Делать общие цели понятными каждому члену команды
3. Делать все возможное для поддержания общего уровня мотивации и увлеченности общей целью на уровне , позволяющем решать задачи максимально эффективно
4. Выбор наиболее подходящего для данной конкретной задачи исполнителя
5. Обеспечивать обмен опытом и знаниями между членами команды, повышение степени взаимозаменяемости людей.
6. Поддержание дружеской и конструктивной атмосферы в коллективе.
7. Проведение внутрикомандных совещаний
8. Учет инициатив и предложений исходящих от членов команды. Поддержка полезных и беззастенчивая фильтрация вредных и бесполезных.
9. Предоставление "наверх" информации о состоянии дел в коллективе, сроках задач, степени завершения, имеющихся проблемах, которые невозможно решить только силами команды.

Несколько советов
1. "Хочешь, чтобы было сделано хорошо? -Сделай сам!" Доверие (с проверкой =) и делегирование гораздо лучше изнуряющих попыток сделать все самому.
2. "Начальник полютует и забудет" . Принимая то или иное решение необходимо сразу думать о том, как именно будет контролироваться его выполнение.
3. Не просите людей делать то, за что сами никогда бы не взялись.
4. Вы - лидер, не потому что вы сами о себе так думаете, а потому, что вам доверяют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий