пятница, 8 февраля 2013 г.

О верификации и валидации

«Ты суслика видишь?
— Нет.
— И я нет. А он есть!»

("ДМБ")
В теории управления качеством есть два , казалось бы похожих , но все-таки разных понятия Верификация и Валидация.
Не всякий сходу сможет объяснить , в чем различие. Но оно есть и оно довольно существенно.

Неофициально эти термины можно расшифровать так:

Верификация - это проверка того, соответствует ли продукт (ПО, например) неким требованиям , которые считаются эталоном.

Валидация - это проверка применимости продукта в конкретных условиях, соответствует ли он им, может ли использоваться в этих условиях.

Довольно часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда один и тот же казалось бы успешно протестированный софт спокойно функционирует у одного заказчика , но неприятно сбоит у другого. И тот и тот вроде как "типовой" для данной предметной области.  Но на поверку оказывается так, что небольшая разница в бизнес-процессах вроде бы универсальному софту оказывается не совсем по зубам.

Анализ причины пропуска , как правило, не занимает много времени:

  • недорабатывают  с заказчиком менеджеры , не вытягивая из него максимум информации о будущих условиях и бизнес-процессах
  • не до конца вникают аналитики (если они вообще есть)
  • разработчикам не досуг - скомпилилось бы и прошли бы юнит-тесты (если он вообще есть)
  • тестировщики с замыленными глазами тестовыми данными
  • приемочные тесты поверхностны (заказчики часто довольно безответственно подходят к составлению таких тестов и их согласованию)
- все это может привести к неожиданностям при реальном использовании.

Каким бы универсальным не был софт, и каким бы типовым не был очередной заказчик , стадию валидации в конкретных условиях игнорировать не стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий